Судебные процессы по защите авторских прав в России происходят не часто. Во многом потому, что авторы либо не знают о том, что их права нарушены, либо считают разбирательство в суде бесперспективным, не верят в торжество справедливости. Тем временем законодательство на достаточном уровне охраняет объекты интеллектуального творчества, в том числе авторские фотографии, регулируя данный вопрос при помощи двух институтов права – патентного (с оформлением патента на изобретения) и авторского.
Почему многие фотографы считают, что защита авторских прав невозможна? Чаще всего это связано с заблуждениями, которые мы сегодня хотим развеять.
Заблуждение 1. Авторские права часто нарушаются, потому что не достаточно защищены на законодательном уровне.
Данное заблуждение, скорее всего, появилось потому, что во многих случаях авторы (в том числе фотографы) не могут оформить право собственности на свои произведения, не имеют на руках никаких документов, подтверждающих правообладание. Но, чтобы обладать авторскими правами, достаточно быть автором без оформления каких-либо свидетельств.
Защите авторских прав в РФ отводится комплекс правовых ном. Так, например, ему отведена 70 Глава IV ч. ГК РФ. Дополнительно права правообладателей защищены различными конвенциями и соглашениями международного уровня. Отметим, что российское право при этом на 100% соответствует общепринятым в мире требованиям.
Кстати, в России нарушенное авторское право влечет за собой не только гражданскую, но и уголовную ответственность. В рамках гражданского судебного процесса ответчик выплачивает материальный ущерб, размер которого определяется с учетом конкретной ситуации.
Заблуждение 2. Если на фотографии нет водяного знака, то ее можно свободно копировать и использовать.
Нанесение водяного или какого-либо другого знака не является условием для охраны авторского произведения законом. Это заблуждение. Более того, не все объекты допускают размещение на них такой метки.
В книгоиздательстве в разных странах для защиты прав авторов на протяжении многих лет проставлялся знак «Копирайт» в виде английской буквы «С» внутри окружности (от слова Copyright, дословно - авторское право). Но это не обязательное условие для защиты от несанкционированного копирования и воспроизведения. Согласно международной Бернской конвенции, принятой в 1886 году, авторские произведения охраняются с момента их сотворения. Его можно зафиксировать в специальном реестре при помощи депонирования.
Важно! Чтобы не нарушать чужих авторских прав, достаточно не использовать фотографии и другие произведения, относительно которых вы не можете знать на 100%, что они не подлежат защите в данной сфере.
Заблуждение 3. Размещенные в свободном доступе фотографии никому не принадлежат, разрешается копировать и использовать их по своему усмотрению.
Всемирная паутина открыла человечеству безграничные возможности для обмена информацией, в том числе для размещения фотографий. С одной стороны фотографы получили возможность заявить о себе, разместить свое портфолио с лучшими работами, с другой – риск столкнуться с недобросовестными людьми, использующими чужие авторские фотографии в собственных интересах. Однако это заблуждение, которое часто приводит к нарушению авторских прав и судебным искам.
Чтобы не стать участником конфликта и судебного разбирательства в сфере авторского права, следует знать следующее:
- Использовать чужие фотографии, размещенные на сайтах в интернете, можно, если они скачаны для личного использования, а не распространения, рекламы. Так, вы не нарушите авторских прав, если распечатаете фото для того, чтобы поставить его в рамку или поместить в свой фотоальбом, используете для создания коллажа лично для себя, например, для открытки (а не для размещения на страницах в соцсетях). Если вы планируете тиражировать фото, использовать для иллюстрирования книги или в качестве изображения на рекламном баннере, для наполнения собственного портфолио, ваши действия будут неправомерными и нарушат чужие авторские права.
- Чтобы выкладывать чужие фотографии и иные произведения в Интернет, требуется открытая лицензия. В Международном праве для нее введен термин Creative Commons. В РФ данный вопрос регулируется статьей 1286.1 Гражданского кодекса. При наличии открытой лицензии права автора фотографии при ее распространении не нарушаются.
Во всех других случаях, не указанных выше, требуется согласие автора или обладателя прав, свободное тиражирование фотографий запрещено.
Кстати, нередко фотографы и сами нарушают авторские права своих же коллег. Вот лишь несколько распространенных случаев:
- использование чужих фотоколлажей, шаблонов (заготовок) для создания выпускных школьных альбомов;
- размещение в постах в качестве примера фотографий других авторов с приглашением на фотосъемку в аналогичном стиле (интерьере, локации);
- выдача чужих фоторабот за свои, размещение их в своём профиле.
Заблуждение 4. Не всё творчество человека защищается законом об авторских правах.
На самом деле любое человеческое творение, в которое вложен талант, профессиональные умения и навыки, охраняется на законодательном уровне. Каждый объект такого самовыражения фотографа, писателя, художника или иного создателя признается объектом авторского права.
Однако в Гражданском кодексе прописан ряд исключений (в частности в ст. 1259, п. 6). Так, например, не могут быть признаны объектом авторского права судебные и официальные документы, программа телевизионных передач, расписание движения автомобильного транспорта, новости, а также государственная символика.
Заблуждение 5. Для использования объекта авторского права достаточно указать авторство и (или) источник заимствования.
Это утверждение может быть верным только в отношении цитирования, когда из авторского произведения был взят фрагмент текста и употреблен в контексте поста, статьи, другого способа обнародования чужого творения. В этом случае достаточно указать автора, и откуда изъят кусок текста.
Другое дело, когда воспроизводится или используется творческий объект целиком. Законодательство в этом случае подразумевает, что без получения согласия автора не допускается никаких действий с его произведением. Его нельзя ни публиковать, ни продавать, ни транслировать, не предавать публичности иными способами.
К сведению. Указание автора относится к неимущественной области права. Отсутствие же согласия на опубликование (продажу, воспроизведение) нарушает имущественное право.
Заблуждение 6. Нарушение авторских прав касается лишь тех случаев, когда произведение (фотография) использовались для получения прибыли.
В реальности цель не имеет никакого значения, как и то, сколько было заработано (или не заработано) на реализации чужого творчества. В любом случае это воровство, даже если оно было совершено с какими–то благими намерениями. На это указывает статья 1270 ГК Российской Федерации.
При этом цель напрямую отражается на степени тяжести совершенного правонарушения. Она влияет на размер компенсации, которая должна быть выплачена пострадавшему от противоправных действий автору.
Заблуждение 7. Для защиты права автора на идею оформляется патент.
В фотоделе довольно распространено явление, когда один фотограф ворует у другого не фотографию, а сюжет, способ съемки или иные технические особенности создания фото. В связи с этим возникает вопрос: а можно ли запатентовать идею, чтобы другие не использовали ее для создания аналогичных шедевров?
На этот вопрос отвечает пункт 5 статьи 159 ГК РФ. Он говорит о том, что авторское право не распространяется на способы, идеи (даже если они гениальные), методы, открытия. В то же время закон позволяет запатентовать решения, воплощенные в виде физической модели или изобретения. Если дело остановилось на теоретическом аспекте изобретения, без его материального создания, идея может быть защищена в виде научного произведения.
Заблуждение 8. Неиспользуемые авторские права утрачиваются.
Это в корне неверно. Права, включая авторские, не могут быть утеряны по причине того, что ими не воспользовались. Если фотограф не продает свои фотографии на стоках, не использует для получения прибыли иным способом (продажа издательствам, веб-ресурсам, рекламным агентствам и тд.), авторские права все равно остаются за ним и охраняются со дня появления произведения на свет без каких-либо ограничений по времени на протяжении всей его жизни. Автор имеет право единолично распоряжаться своими творениями.
Заблуждение 9. При создании произведения (фотографии) на основе другого чужого творения авторское право автоматически принадлежит создателю нового творения.
Очередное заблуждение. Если взять чужую фотографию и при помощи фотошопа или других технических средств, программ или способов видоизменить ее, это нарушит авторское право первоначального создателя. Творения такого плана называют производными. К ним можно отнести художественные фотоколлажи из фрагментов разных фотографий. Их создатель так же обладает авторским правом на свое творение, но для этого требуется получение согласия первого автора.
Заблуждение 10. Без согласия автора его произведения не могут использованы.
Это тоже не верно. Исключение из этого правила составляют сочинения, фотографии, иные творения, автор которых умер 70 или более лет назад. По истечению этого срока его произведения становятся достоянием общественности и могут без ограничения воспроизводиться, тиражироваться, копироваться, использоваться иными способами без разрешения и передачи авторского вознаграждения. Но есть одно «Но»: объект авторского права по-прежнему охраняется законом в части внесения изменений и необходимости указания имени создателя.
На протяжении 70 лет после смерти автора правообладателями становятся наследники умершего или иные лица, с которыми автор успел заключить лицензионный договор. В качестве правообладателя может выступать и авторское общество, если ему были делегированы соответствующие полномочия.
Заблуждение 11. Никакой ответственности за использование чужих фото и других объектов права нет.
Ошибочно так считать, не имея представления о реальной судебной практике в данной сфере. Так, например, в рамках уголовного дела № 1-538/2020 (г. Оренбург) гражданин получил условный срок лишения свободы за распространение программы 1С.
Гражданское дело № 2-963/20 20 июля 2020 г. обернулось для ответчика штрафом в размере 103 тысяч рублей за размещение на сайте фотографий, скопированных без разрешения правообладателя.
Кстати, ответчиком в разбирательстве по делам о нарушении авторских прав могут быть не только граждане, но и организации. Так, например, в феврале 2020 года Анадырский городской суд рассматривал дело, ответчиком в котором выступали аппарат губернатора и правительство Чукотского автономного округа. Истец обратился в суд в связи с неоднократным нарушением его авторских прав путем публикации без его согласия и указания имени на официальном сайте округа сделанных им фотографий, на которых были изображены пейзажи, животные и люди. Фотографу пришлось заказывать фототехническую экспертизу, подтверждающую, что опубликованные фотографии были сделаны именно с представленных им исходников. Других способов доказать свое авторство у него не было.
Решением суда с аппарата губернатора в пользу истца взыскано 155 тысяч рублей:
- 120 тысяч рублей – компенсация за нарушение исключительных имущественных прав;
- 25 тысяч рублей – за нарушение права на имя автора;
- 10 тысяч рублей – компенсация морального вреда за внесение изменений в фотоматериалы (нарушение неимущественного авторского права).
С комитета по культуре, спорту и туризму была взыскана сумма в размере 665 тысяч рублей. Дополнительно с ответчиков были взысканы расходы истца на оплату государственной пошлины и нотариальных услуг.
И это лишь три случайно выбранных судебных процесса, затрагивающих вопросы авторского права. Таких дел в практике российских судов сотни. В качестве меры наказания к нарушителю применяются:
- штраф;
- арест;
- исправительные или обязательные работы;
- компенсация материального вреда;
- условный срок или реальное лишение свободы на срок до 6 лет.
Учтите, что обнаружить в сети несанкционированное использование чужих фотографий и иных произведений не сложно, как и доказать факт нарушения авторских прав. Для этого достаточно использовать специальные ресурсы, быстро обнаруживающие в сети интернет случаи плагиата.
Заблуждение 12. Закон всегда на стороне автора, потому что авторские права не нужно регистрировать.
С одной стороны – да, закон защищает права автора на созданное им произведение. С другой стороны, обращаясь с иском в суд, автор обязан доказать, что спорное произведение является его творчеством, и было создано в конкретный период времени. А это, к сожалению, не всегда представляется возможным.
При составлении иска суду необходимо представить неопровержимые доказательства авторства. Сегодня один из самых простых и надежных способов заявить о своем авторстве (то есть зафиксировать факт создания творения) – цифровые сервисы депонирования. Однако воспользоваться этой возможностью нужно успеть до того, как произведение было использовано без разрешения автора.
Отступление
Говоря о депонировании, стоит упомянуть о том, что этот способ подходит для таких произведений, как книги, статьи, фотографии, рисунки, музыка, стихи, песни, видео, аудио, иные произведения изобразительного творчества, которые можно разместить на сервисе для фиксации создания объекта авторского права. Сделать это желательно до того, как ваше произведение попало в руки третьих лиц – редакторов, корректоров, первых читателей или слушателей, которые с умыслом или без него могут способствовать утечке первоисточника.
Для подтверждения прав автору может быть достаточным предъявить суду (или оппоненту) свидетельство о депонировании. Оно необязательно, но существенно упростит процесс доказательства авторских прав. Кроме этого подтвердить свое авторство можно дополнительными мерами защиты. Это сохранение черновиков, исходников, загрузка их в облачное хранилище, где отражается дата размещения, или отправка в виде файла электронной почтой на свой почтовый ящик.
Заключение
Учитывая мировую судебную практику в сфере авторского права, мы предлагаем профессиональным фотографам выгодные и удобные условия депонирования, при этом берем на себя все связанные с этим расходы. Разместив на нашем сервисе фотографии, вы сможете без лишних проблем подтвердить авторские права на свои произведения.