Авторские права на интеллектуальную собственность, то есть на фотографии, всегда автоматически принадлежат их создателю - фотографу согласно статье 1228 Гражданского кодекса РФ. Чтобы обозначить свое авторство, фотографы часто проставляют на снимке своё имя (автограф) или водяной знак – вотермарку. Авторское право нельзя продать или передать другому лицу.
Споры разгораются чаще всего вокруг исключительных прав, используемых для заработка на фотографиях, – размещении их на стоках, продажи печатным издательствам, сайтам, рекламным агентствам для размещения на баннерах и использования для оформления карточек товара на маркетплейсах.
Исключительные права остаются за фотографом или передаются за вознаграждение заказчику (покупателю). Исключительное право может быть передано бессрочно или временно (по лицензии). Все нюансы о принадлежности исключительных прав обязательно фиксируются в письменном договоре, устные договоренности юридического значения не имеют.
Когда фотограф работает самостоятельно, без агентства, с клиентами он оформляет договор авторского заказа на основании статьи 1288 Гражданского кодекса РФ. При этом в документе указывают один из возможных вариантов:
- исключительные права передаются клиенту;
- права пользования фотографией на определенный срок передаются заказчику лицензионно.
Если в договоре ничего не сказано о принадлежности исключительных прав, то по закону они автоматически признаются за фотографом, поскольку переданы не были.
С фотоагентствами дело обстоит иначе. Они руководствуются статьей 1296 Гражданского кодекса РФ, подписывая с заказчиками договор подряда. Автоматически исключительное право остается за клиентом. Чтобы права принадлежали агентству, в договоре указывают, что заказчик получает только лицензию, то есть временное право. Закон этого не запрещает.